Страничка психолога

Педагог-психолог
Ломасова Ольга Романовна

 

 
  Успешность на каждой ступени развития ребенка связанно с тем, насколько полноценно прожита предыдущая: школьные успехи закладываются в продуктивном проживании дошкольного возраста. Можно сказать, что развитие в разных возрастах связанно с решением задач, характер которых меняется от года к году. Человек живет в системе социальных норм. Эти нормы задают правила взаимодействия с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Эти взаимодействия будут строиться в зависимости от ситуации. Жизнь ребенка, как и взрослого, представляет собой постоянный переход из одной ситуации в другую, от одних правил к другим.
    Однако правила как социального взаимодействия, так и действия с предметами не лежат на поверхности: они являются скрытыми. Это ясно видно в тех случаях, когда человеку не удается «вычитать» нормы, предъявляемые ситуацией или предметом. Он действует наивно, примитивно: ребенок до года ложкой стучит, а если пытается есть, то проливает содержимое; некомпетентный взрослый использует только ничтожную долю функций компьютера, зачастую не предполагая о его реальных возможностях.
     Это означает, что нормы, правила носят неявный характер: их надо учиться обнаруживать, чтобы адекватно действовать в разных ситуациях, уметь понимать правила, выражать свое отношение к ним, управлять своим поведением, и если есть необходимость, создавать новые ситуации. Перед ребенком все время стоит задача не просто увидеть тот или иной объект, а распознать его как предмет человеческой культуры. Это означает, понять правила, которые приняты в обществе по отношению к этому объекту. Если ребенок действует по установленным нормам, его взаимодействие становиться предсказуемым, стабильным. Иначе взаимодействие нарушается, возникают конфликтные ситуации.

   
 В этом и состоит общая задача, которая решается на каждом возрастном этапе: ребенок учиться обнаруживать те правила, которые определяют поведение человека. Для того чтобы, придя в школу, он сумел справиться с решением сложнейших задач (таких как поведение в новой системе норм, математические и орфографические задачи). Ребенок еще в дошкольном детстве, должен получить опыт поиска и обнаружения правил действия в ситуациях разных типов, а также опыт создания правил — опыт творчества.
     Какого же типа задачи стоит предлагать дошкольниками, чтобы потом они успешно справлялись с задачами школьного уровня?
      Можно выделить три типа задач: познавательные, регуляторные и коммуникативные. Они соответствуют трем типам способностей, который развиваются у человека в течение всей жизни и являются условиями его успешности.

 
Заходите на наш сайт и вы узнаете:
 1. 
В чем заключается развитие познавательных способностей?

 2.  Что такое регуляторные способности?
 3. Какое значение имеет игра для подготовки к школе?
 4. В чем выражается произвольность ребенка дошкольника?
 5.Как проявляется неразвитая произвольность?
 6 Что такое коммуникативные способности?
 7. Развивающая среда у вас дома.
 8 Каким образом взрослые могут способствовать развитию дошкольника.
 9. Как развивать детские способности.   
10. Как узнать готов ли ваш ребёнок к школе.

Развивающая образовательная среда дома
для детей дошкольного возраста.
(советы для родителей)

 

   Как же создать в семье развивающую среду в которой бы ребёнок активнее и быстрее
познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство дома. Но у него должно быть и своё пространство оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Очень важно организовать «детское» зеркало,важно потому, что дети любят свое отражение им интересно рассматривать себя. Мы рекомендуем дать им такую возможность. В идеале детское зеркало помещается в прихожей: уходя из дома, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, рассматривает себя вновь и меняет что-то в своей внешности. При таких условиях у ребёнка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, навыки самостоятельности.